Полезные статьи - China-Service

Гаджеты для детей: от вредных игрушек к верным помощникам

В современном мире дети начинают осваивать гаджеты раньше, чем учатся читать (а иногда и ходить). В среднем, уже к семилетнему возрасту малыш «насиживает» у экрана год своей жизни. Звучит страшно, но без этого никуда – сейчас человек без смартфона, ноутбука, выхода в интернет не сможет ни социализироваться, ни хорошо учиться, ни устроиться на престижную работу.
Задача родителя, в первую очередь, контролировать процесс знакомства ребенка с виртуальным миром и направлять его во благо, а не во вред. Самый популярный поисковой запрос на данную тему: «сколько можно сидеть за планшетом/смартфоном/компьютером ребенку … лет».
Соблюдение временных рамок поможет сохранить зрение и психику малыша. Сейчас дети вынуждены садиться за ноутбуки даже по учебе, а ведь еще хочется поиграть в игры и поболтать с друзьями. Поэтому старые советы в стиле «не более 10 минут в день» давно перестали работать. Всего врачи выделяют несколько этапов взросления, и в зависимости от них повышают допустимое количество часов за экраном.
  1. Младенчество (1-3 года). По возможности не давать ребенку в руки ни планшет, ни смартфон, ни компьютер, ни телевизор. Да, это сложно реализуемо, но необходимо приложить максимум усилий. В ранний период для малыша особенно важно исследовать мир вокруг себя, а не виртуальный. Развивающие программы для настолько маленьких деток не работают, их польза не доказана. А вот вред неокрепшим глазам могут нанести даже ежедневные просмотры мультфильма. С 2 лет можно иногда показывать обучающие видео (не дольше 15 минут в день).
  2. Дошкольный период (3-6 лет). Общее время, проведенное за экраном, не должно превышать 1 часа. Самый лучший возраст, чтобы познакомить ребенка с развивающими играми или видео за компьютером. Важно в это время сидеть рядом с ним и помогать осваивать цифровой мир. Так, с помощью компьютера или планшета, легко изучаются алфавит, основы счета и даже иностранный язык. Ребенку дошкольного возраста рано покупать собственный гаджет – это может спровоцировать зависимость и неконтролируемую тягу к нему.
  3. Младший школьник (6-12 лет). Важно выделить школьнику собственное время за общим компьютером, возможно даже собственный ноутбук, если не хотите делиться своим рабочим. Лучше всего выбрать слабый ноутбук на неигровой операционной системе (linux, macOS, chromeOS). Не поддавайтесь на уговоры чада купить крутой ноутбук «для учебы». Word, PowerPoint и браузер достойно работают даже на бюджетных решениях пятилетней давности. Допустимое время за экраном- 1.5-2 часа в день. И это вместе с сидением за смартфоном! Лучше всего поставить на гаджеты программы родительского контроля – тогда ситуаций, где ребенку вылезет взрослый контент или он обманом просидит за игрой весь день, не будет.
  4.  Подросток (12-18 лет). Пользование гаджетами не должно превышать 2-3 часа в день. Уже почти выросшее чадо тяжело в чем-то ограничивать. Но очень важно стоять на своем и не пускать использование гаджетов на самотек. Подросток еще не понимает, что ему важно и полезно, а что нет. В сети можно найти много историй про то, как старшие школьники игнорируют и учебу, и ровесников, просиживая сутками в очередной MMO RPG. Именно правильное воспитание и выбранная модель поведения на предыдущих стадиях взросления может помочь пройти этот этап успешно.

Смартфон заменил нам множество устройств, но именно в случае с детьми это плохо работает. Если хотите, чтобы ребенок не зависел от гаджетов - разделяйте функции. Вместо дорогого смартфона дошкольнику и младшему школьнику вполне подойдут недорогой фотоаппарат, кнопочный телефон и музыкальный плеер. Так, слушая музыку, у ребенка не будет соблазна сажать зрение, фотоаппарат и вовсе может стать поводом изучать искусство фотографирования. А электронная книга с жидкими чернилами, заполненная школьными учебниками и художественной литературой, прекрасно заменит планшет.
Как было сказано выше, родительский контроль должен обязательно стать частью жизни современного школьника. Важно, чтобы вся семья понимала губительность неконтролируемого сидения за экраном. Если папа и мама сами проводят сутки за сериалами, играми и ютубом – ребенок ожидаемо будет бунтовать, хитрить, выбивать для себя все больше и больше времени за компьютером. Ведь перед его глазами будет пример для подражания. Устраивайте совместные вечера без технологий: играйте в настольные или подвижные игры, гуляйте, читайте, занимайтесь творчеством. Дайте чаду адекватную замену смартфону – и он сам не захочет к нему возвращаться.
Как отслеживать процесс сидения за гаджетами? Есть несколько простых шагов, которые могут облегчить его:
  • Установка экранного времени. Для смартфонов и планшетов полно программ на любой вкус и кошелек обеспечивающих эту функцию. После окончания времени ребенок просто не сможет продолжить пользоваться гаджетами. Также можно устанавливать часы «отдыха» от смартфона, принудительные перерывы.
  • Установка программы «Родительский контроль» на смартфон и компьютер. Она позволит контролировать то, что ребенок устанавливает на гаджет, фильтровать контент в сети (блокировать спам и «взрослые» темы), запрещать запуск конкретных программ и игр.
  • Отключение wi-fi, кроме разрешенного времени, или смена его пароля. Современные программы почти все требуют выхода в интернет. Да и самому ребенку, старше 10 лет скорее всего без сети будет скучно пользоваться гаджетом: ни тебе социальных сетей, ни игр с друзьями, ни ютуба.
  • Введение ритуалов-запретов. Например: семья не использует смартфоны за столом, семья отключает вечером все гаджеты и два часа проводит вместе за общением и играми, семейные прогулки – смартфон оставь дома и т.д. Важно чтобы все члены семьи следовали правилам без исключений.

На рынке уже существует много приложений, способных осуществлять большую часть функций, описанных тут. Например, компания Google выпустила приложение Family Link.
Для того чтобы его использовать, ребенку нужно завести отдельный аккаунт, привязанный к семейной библиотеке. Далее стоит привязать его к смартфону или планшету ребенка. Важно чтобы этот аккаунт был единственным на устройстве. После этого на ваш смартфон устанавливается версия для родителей, а на устройство, которое нужно контролировать, версия для детей.
После несложных настроек вам будут доступны такие функции как:
  1. Определение геолокации, где находится устройство. С помощью нее можно как отслеживать передвижения ребенка, не досаждая ему бесконечными звонками, так и быстро вернуть забытый на детской площадке гаджет.
  2. Ограничить видимость контента в Google Play, YouTube, Google Chrome.
  3. Ограничить доступ к установленным приложениям, по времени или навсегда.
  4. Ограничить открытие приложений только после подтверждения родителем с его смартфона.
  5. Ограничить общее время использования устройства. А еще отключать его на время: например, школьных уроков и сна.
  6. Просмотреть всю историю действий на устройстве: запросы, скачивания, историю браузера.

Как видно из примера, подобные приложения продвинулись очень далеко. Казалось бы, один раз настроив гаджеты, родитель фактически избавляет себя от необходимости думать о безопасном их использовании каждый день. Но не все так просто. Дети очень изобретательны, а запреты, как говорится, существуют для того, чтобы их нарушать. Если не убедить чадо, что гаджеты могут быть опасны, не воспитать в нем привычку правильного поведения с ними, рано или поздно стратегия ограничений перестанет работать.
Установки временного ограничителя на гаджеты слишком мало для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка. Важно понимать: час просмотра мультиков – это совсем не то же самое, что час видео, обучающих математике. С помощью гаджетов можно развить в себе талант, определиться с будущей профессией, найти друзей по всему миру и прокачать знание иностранного языка.
Как можно позже стоит знакомить подрастающее поколение с компьютерными играми. Понятно, что рано или поздно школьник узнает про них от одноклассников и знакомых. Но осознанная покупка устройства «попроще», без интегрированной видеокарты и мощного процессора, может частично решить эту проблему. Да и привыкший развлекать себя по-другому подросток уже не будет в зоне большого риска.
Главное донести до малыша: гаджеты в первую очередь – это наши помощники, а не убийцы свободного времени.
Made on
Tilda